Главная Мастерская Blancpain с хронографом и турбийоном на базе калибра Frederic Piguet 11.85

Обзор механизма Blancpain с хронографом и турбийоном на базе калибра Frederic Piguet 11.85

Андрей Бабанин

Перед нами часы Blancpain Leman Tourbillon Chronograph, сочетающие в себе весьма надежный хронограф с функцией Fly back от Frederic Piguet, а также искусно сделанный парящий турбийон. Корпус часов изготовлен из белого золота 18K. Для необходимой водозащиты (100 м) кнопки и головка часов сделаны закручиваемыми. Диаметр корпуса 38 мм, толщина 12 мм. Референс модели 2188F-1527-53. Модель выпущена весьма скромной лимитированной серией.


Рис.2 Заднее стекло, как и переднее с антибликом. Сквозь него виден прекрасно обработанный золотой ротор со скелетной вырезкой и буквой "B" в центре.

В часах использован механизм Calibre 23F8 на базе Frederic Piguet 11.85.

Немного цифр: Диаметр 25,6 мм,в механизме использован 38 камней. Баланс с двумя спицами выполнен из Глюцидура, частота составляет 21600 пк в час, запас хода не менее 42 часа при включенном и 48 часов при выключенном хронографе. Механизм COSC сертифицирован. Баланс отрегулирован для пяти положений.


Рис.3 Автоподзавод традиционно для Frederic Piguet односторонний. Он модульный, прикручен всего тремя винтами. Поэтому версию с ручным заводом несложно превратить в "автомат".

Обычно система автоподзавода такого типа чувствительна к смазке. Износ колеса, работающего в паре с кликеркой гарантирован. Удивительно, но система в данном механизме весьма неприхотлива и живуча. Скорее всего это вызвано правильным выбором модулей зубьев колес в передаче.


Рис.4 Под циферблатом платы украшены перлажем. Детали покрыты родием.

Несколько слов о базовом механизме. Фредерик Пиге в наши дни наверное один из лучших независимых производителей механизмов. Кроме Blancpain, мануфактура поставляет свои механизмы многим весьма именитым брендам, например, Audemars Piguet, Breguet, Vacheron Constantin, Gerald Genta, IWC, Ulysse Nardin, Chopard, Piaget, Urban Jurgensen, и Breitling. Компания основана в 1858 году Луисом Элизи Пиге (Louis Elysee Piguet) в Ле Брассю. Несмотря на то, что компания входит в Swatch Group, это до сих пор семейный бизнес под руководством пра-правнука Луиса Элизи - Жаке Пиге (Jacques Piguet).

FP 11.85 основан долгое время считался самым тонким хронографом с автоподзаводом толщиной всего 5,5 мм. Он основан на ручной версии хронографа 11.80 толщиной всего 3,95 мм!


Рис.5 Механизм со снятым модулем автоподзавода. Внизу двумя винтами прикреплена декоративная накладка. В традиционном 11.85 здесь расположены баланс и вилка.


Рис.6 Схема обнуления хронографа проста. Оно производится одним рычагом, пересекающим механизм и имеющим 3 пальца сброса.

Хронограф устроен весьма остроумно. Справа в верхней части размещены колеса 30-ти минутного счетчика, а в нижней части размещена колесная система 12-ти часового счетчика. Первые колеса обеих систем имеют по 20 зубьев. Именно с ними напрямую взаимодействует секундное колесо хронографа. Сначала, в 42-44 секунды с колесами 12-ти часового счетчика, затем, в 58-00 секунд - с колесами 30-ти минутного счетчика. Первый нагружен больше, так как имеет 4 колеса в системе супротив двух. Поэтому и остановка часов в конце завода пружины происходит чаще на 42-44 секундах - при переключении счетчика часов. Между боковым (слева) и хронографным секундными колесами расположен 10-ти зубый триб. В традиционном FP 11.85 на этот триб напрессовано полотно анкерного колеса.


Рис.7 Два секундных колеса поменялись местами. В FP 11.85 главным является хронографное колесо, здесь - боковое секундное. Если присмотреться, на нем сверху есть шлицы под инструмент - демонтировать каретку.

Под колесами видны два рычага, управляемые колонным колесом. При выключенном хронографе эти рычаги расположены ближе к центру. Металлическая тарелка хронографного колеса прочно сжата этими рычагами, как тисками. При этом намертво зафиксированы ось колеса с сердечком, а следовательно стоит на месте и секундная стрелка хронографа. Полотно колеса при этом почти свободно вращается на хронографной оси. При запуске хронографа рычаги-тиски расходятся, металлическая тарелка под действием трехлепестковой пружины плотно прижимается к полотну секундного колеса - то есть ось хронографной стрелки становится единым целым с полотном - стрелка начинает вращаться. Это устройство и называется вертикальной передачей хронографа (vertical coupling).


Рис.8 Подвижное секундное колесо крупным планом

Подвижное секундное колесо очень интересно. В традиционном FP 11.85 это колесо не участвует в кинематической схеме, и вместо резьбы у него цапфа под секундную стрелку. В данном механизме это колесо самое главное. Именно на него накручивается каретка турбийона. Замечу, что мне очень не понравился размер резьбы. Его можно было увеличить как минимум вдвое, тем самым повысив ударостойкость узла каретки. Здесь же гайка каретки имеет недостаточную опорную площадку, так что при боковом ударе несложно сломать резьбу у основания.


Рис.9 К платине двумя винтами прикручено секундное колесо. Вокруг него и вращается триб анкерного колеса, установленного внутри каретки.

Каретка опирается на шариковый подшипник. Шарики, как и положено в часах высокого качества, выполнены из рубина. Отсутствие смазки в этом узле позволяет сделать систему более эффективной.


Рис.10 С обратной стороны каретка не имеет исключительной финишной обработки. По центру видна гайка, которой каретка накручивается на подвижное секундное колесо. Мостик анкерного колеса имеет специальный вырез, позволяющий ему делать оборот вокруг прикрученного намертво к платине полотна секундного колеса.


Рис.11 Система Ligne Droite (фр.) - "прямая линия" удешевляет производство механизма за счет использования стандартных компонентов. При этом баланс по центру каретки разместить не удастся.

Мостик каретки с внешней стороны обработан безупречно. Однако анкерное колесо просто выштамповано, как на большинстве часов. Обработка присутствует только на импульсных плоскостях. Анкерная вилка тоже выштампована, с минимальной обработкой. Фасок нет, полировка не глубокая. Не очень понравился видимый шеллак на палетах. Также бросаются в глаза видимые шлицы на ободе баланса (современный способ устранения перевеса). Лучше бы шлицы были с обратной стороны. Такие недоработки вызваны тем, что баланс, вилка и анкерное колесо здесь полностью взаимозаменяемы с деталями FP 11.85. Кстати именно этим фактом вызван еще один небольшой недостаток этих часов. Обычно, если в базовый калибр размещают турбийон (такие модификации достаточно нередки), баланс применяют несколько меньшим. Турбийон отнимает некоторое количество энергии, так что величина импульса, передающегося на баланс становится меньше. Это и компенсируют более легким балансом. В этой схеме баланс того же размера, поэтому часам не хватает энергии самостоятельно запуститься при ручном заводе. Их необходимо слегка качнуть.


Рис.12 Баланс расположен кверху ногами. В таком варианте колонка крепления волоска находится снизу и не вносит диссонанс в безупречную симметрию каретки.

Противоударная система компании KIF, некогда прославившейся на одном из наиболее удачных устройств PareShock, традиционна для часов высокого качества.


Рис.13 Каретка разобрана. Баланс не имеет градусника. Регулировка осуществляется винтами на ободе баланса. Учитывая, что каретка помещена в некий "колодец", отрегулировать такой баланс в механизме становится непростой задачей.

В отличие от большинства современных часов с балансом без градусника (freesprung system), эти часы не имеют удобной регулировки сверху. То есть регулировочные винты можно вращать лишь отверткой сбоку баланса. Это несколько усложняет регулировку, так как доступ сбоку часов весьма ограничен в собранных часах. Здесь понимаешь, насколько удобны система Gyromax от Patek Philippe или Audemars Piguet, система Microstella от Rolex, ну или просто винт с квадратной головкой, как, например, в Omega Co-Axial.


Рис.14 По традиции выкладываю кинематику механизма.
Вилка, как это часто бывает в турбийонах, расположена кверху ногами.


Рис.15 Кинематика традиционной колесной системы. Интересно, что участвующее в кинематической схеме FP 11.85 хнонографное колесо здесь лишь дополнительное. Без него схема будет чувствовать себя вполне сносно.

Несмотря на ряд незначительных недостатков, часы мне понравились. Положительным моментом является и тот, что на данную модель относительно несложно найти ряд деталей. Часы оказались неплохим таймкипером с двумя красивыми усложнениями. Сейчас компания выпустила часы с каруселью - разновидностью турбийона, в которой каретка вращается со значительно меньшей скоростью. Надеюсь, мой обзор пополнится и этой примечательной моделью.

Еще на сайте:
Часы Joseph Chevalier с турбийоном Калибр CH 1760

Вернуться к списку
1.03.2011
  .RU Rambler's Top100    OpenLinks.RU