Главная Мастерская Часы Joseph Chevalier с турбийоном Калибр CH 1760

Часы Joseph Chevalier с турбийоном Калибр CH 1760

Андрей Бабанин
Английская версия: Joseph Chevalier with tourbillon. Cal. CH 1760

Турбийон (с французского - вихрь) до сих пор считается одним из наиболее сложных устройств, когда-либо созданных часовщиками. Изобретенный королем часовщиков Абрахамом Луи Бреге, турбийон служил для улучшения точности хода часов. В силу того, что в то время было технически сложно изготовить деталь, в которой физический центр тяжести совпадал с математическим, часы ходили неодинаково точно в разных положениях за счет влияния гравитации на детали спуска. Бреге придумал самокомпенсирующую систему, в которой не требовалось изготавливать детали с особой точностью. Он поместил спуск часов во вращающуюся каретку. При этом баланс за минуту успевал находиться во всех положениях, компенсируя нагон и отставание часов, возникающие в том или ином положении, а следовательно сильно уменьшая погрешность. Необходимо заметить, что Бреге создавал турбийон исключительно для карманных часов, находящихся преимущественно в вертикальном положении. После смерти Бреге о турбийоне забыли, лишь очень немногие фирмы продолжали выпускать часы с этим усложнением. Во время кризиса Швейцарской промышленности в результате кварцевого бума некоторые производители вновь вспомнили о турбийоне. Для наручных часов такое усложнение весьма сомнительно с точки зрения точности и надежности, однако, несмотря на это, часы с турбийоном до сих пор являются наиболее престижными. Для большего ознакомления с турбийонами вы можете прочитать статью История создания турбийона.


Рис 1. Ограниченный выпуск

В мире не так много производителей турбийонов. Сегодня мы рассмотрим механизм CH 1760 на базе Progress 6361. Фирма Progress славится своей скандальной известностью. Основанная бывшими сотрудниками компании ETA SA, она применила некоторые ее наработки. Кроме того, это был первый "народный" турбийон. Цена часов опустилась до 20000 долларов! Это было недопустимо для остальных производителей, поэтому компанию долго вели к банкротству. Сейчас компания называется STT (Swiss Time Technologies). Еще хочу добавить, что всего 6 Швейцарских и несколько сторонних производителей осмелились выпускать часы с использованием опального калибра. Среди них есть компании Jacques Etoile, Alain Silberstein, Chronoswiss, Frederique Constant, Harry Winston и Joseph Chevalier. Конечно сейчас, с появлением китайского турбийона стоимостью 1000 - 2000 долларов, про Progress уже не так вспоминают, но получить лидерство на рынке турбийонов ему уже не получится.


Рис 2. Механизм украшен ручной гравировкой

Механизм часов выполнен на базе Progress 6361 на 23 камнях, минутным турбийоном и функцией останова секунд. Диаметр механизма 30 мм, толщина 5.4 мм, запас хода 72 часа. В качестве противоударного устройства выбрана система Incabloc. По критериям сложности турбийон достаточно наворочен - это система с "парящим" турбийоном (flying tourbillon), с балансом, размещенным в центре каретки. Сложность конструкции заключается в том, что каретка крепится с одной стороны. В более простых системах каретка имеет две оси и расположена между двух мостов.


Рис 3. Под циферблатом видны прекрасно обработанные детали

Мосты под циферблаты обработаны в стиле circular graining, винты вороненые. Обратите внимание на Рис. 5. Конструкция минутного колеса, а также ремонтуара (устройства для перевода стрелок) очень сходны с конструкцией механизмов ЕТА. Более того, в колесной системе присутствуют главное и третье колеса, очень сходные по конструкции с аналогичными деталями механизмов ЕТА.


Рис 4. Конструкция ремонтуара в лучших традициях фирмы ЕТА

Турбийон весьма энергоемкое устройство, для его работы требуется значительно больше энергии. Можно было увеличить размер пружины, но производитель построил схему на двух пружинах. В результате улучшилась характеристика сдвоенного пружинного двигателя, да и запас хода часов увеличился до трех суток.


Рис 5. Турбийон требует много энергии, поэтому использованы две пружины

Заводные барабаны связаны кинематически промежуточным колесом. На правом барабане установлено заводное колесо, на левом - тоже стоит колесо, взаимодействующее с колесной системой. Мосты барабанов изнутри украшены зернением, правый мост имеет передаточные колеса завода, а также стопорное устройство. Сама конструкция сходна со схемой 2892-А2.


Рис 6. Мосты барабанов. Система похожа на конструкцию 2892-А2

Перейдем к наиболее интересному узлу - каретке турбийона. Как я уже говорил ранее, каретка закреплена снизу. На Рис.7 видна схема крепления каретки. Центральный камень относится к нижней оси баланса. Вся каретка установлена в подшипник и снизу зафиксирована стопорной шайбой. По форме шайба очень похожа на шайбу в механизме 2892-А2 для крепления сектора автоподзавода к подшипнику. В качестве шариков в подшипнике использовано 7 синтетических рубинов.


Рис 7. Шариковый подшипник турбийона на 7 рубиновых шариках

Волосок баланса закреплен в неподвижной колонке. Он сделан плоским, чтобы уменьшить высоту механизма. Градусник регулировки длины спирали имеет устройство, весьма сходное с ETACHRON, то есть для регулировки расстояния между штифтами необходимо просто повернуть латунную колодку на небольшой угол.


Рис 8. Элемент каретки и градусник выполняют роль секундной стрелки

Турбийон снят. Секундное колесо неподвижно прикреплено к мосту. Анкерное колесо своим трибом вращается вокруг неподвижного колеса и заставляет вращаться каретку. На каретке снаружи имеются зубья, которыми она входит в зацепление с колесной передачей механизма.


Рис 9. Снятый турбийон

Баланс часов имеет несколько странные спицы. Хочу отметить еще одну особенность - у баланса нижняя часть оси удлинена. Это сделано для того, чтобы разместить нижний камень оси баланса наравне с мостом - для более удобного обслуживания часов.


Рис 10. Баланс имеет особой формы спицы, а также удлиненную ось

Каретка разобрана. Снят мост анкерного колеса и вилки. Для возможности размещения баланса в центре каретки вилка выполнена в виде рычага. Оба ограничительных штифта находятся слева - весьма оригинальное решение.


Рис 11. Для экономии места вилка выполнена в виде рычага. Обратите внимание на необычное расположение ограничительных штифтов вилки (справа один над другим)

В качестве заключения скажу, что механизм часов мне очень понравился. В нем применены наиболее современные наработки, прошедшие многолетние испытания. Действительно, турбийон закреплен просто и надежно, в отличие от винтовых схем со втулками, регулировка баланса осуществляется просто, быстро. Фрикцион в минутном колесе наиболее надежный из используемых сегодня, в отличие от минутного триба, который постоянно норовит ослабнуть. Сами часы весьма ремонтопригодны. Единственным недостатком я бы назвал отсутствие пазов в мостах для их лучшего снятия - пришлось помучиться, чтобы не оставить отметок на механизме.

Вернуться к списку
1.03.2011
  .RU Rambler's Top100    OpenLinks.RU