Главная Мастерская Ulysse Nardin San Marco с механизмом UN76 Hourstrike Erotica

Обзор механизма UN 76 в часах Ulysse Nardin Hourstriker Erotica

Андрей Бабанин

Компания Ulysse Nardin любит порадовать коллекционеров и просто любителей часов различными усложнениями. Сами эти усложнения весьма ярки и достаточно четко ассоциируются с маркой. В коллекциях фирмы задействовано порядка сотни различных часовых механизмов, многие из которых по праву можно назвать шедеврами часового дела.


Рис.2 На задней крышке часов изображен лев с крыльями и книгой, которого можно увидеть в Венеции на площади Сан Марко.

Механизм, который мы рассматриваем в этой статье, действительно уникален. Он обладает функцией боя. Эта функция весьма распространена в настенных и напольных часах. Однако для переносных часов такая функция редкость. Надо отметить, что самобои, то есть часы, отбивающие текущий час, уже встречались среди первых переносных часов. Тогда, в начале 16 века, это были уменьшенные копии башенных часов. Данные часы, однако, были весьма редки и дороги. К началу 20 века конструкция самобоев достигла апогея. Это уже были весьма сложные конструкции с механизмами боя часов и четвертей (большой бой) или отдельно часов и отдельно четвертей (малый бой). Эти часы также оснащались минутной репетицией. Более подробно о самобоях и репетирах я рассказывал здесь:
Репетиры. Музыка СТОЛЕТИЙ
Музыкальные часы


Рис.3 Механизм завода самобоя размещен на стандартном валу.

Приведем характеристики механизма:

Механизм: автоматический, Кали6р UN-76 (базовый ЕТА Калибр 2892А2 + модуль для боя), 42 камня (21 камень в механизме и 21 камень в модуле), диаметр 33 мм, толщина 8,3 мм. Мосты и платина декорированы в стиле Cotes de Geneve и Perlage и отделаны в технике Anglage. Функции: часы, минуты, часовой и получасовой промежуточный бой на одном гонге, часовой репетир. Корпус: золото 750-й пробы, из трех частей (диаметр 41 мм, толщина 13,5 мм); выпуклое сапфировое стекло; герметичная заводная головка из желтого золота с синим эмалевым логотипом, кнопки-корректоры: для выбора бой-тишина - положение "2 часа", для включения репетира - положение "4 часа"; задняя крышка с рельефным изображением льва из собора Сан-Марко на 6 винтах. Водонепроницаемость 30 м. Циферблат: край из перламутра, центр гильоширован и покрыт темно-синей прозрачной эмалью; стрелки-"листок", миниатюрные фигурки-автоматы, представляющие эротический сюжет и начинающие двигаться при включении репетира или при прохождении часовых или получасовых отрезков времени, - из желтого золота. Указатели: стрелка для обозначения состояния бой-тишина (on/off) - положение "2 часа".


Рис.4 Традиционный для Юлисс калибр ETA 2892-A2 помещен в оправку модуля.

Как уже было сказано выше, в часах использован базовый калибр 2892А2 с некоторой доработкой. Он вставлен в модуль, специально разработанный для UN. Завод часового механизма производится автоматически. Боевая пружина заводится головкой до упора. Соответственно, пока бой не заведен, можно головкой подзавести и основной механизм. Над созданием модуля еще в начале 90х трудились такие именитые часовщики как Rolf Schnyder и Renaud&Papi (еще до совместной работы с Audemars Piguet). Есть предположение, что помогал им в этом сам Кристоф Кларе - Гуру по производству часов с репетицией и боем. Так или иначе, но Кристоф участвовал в разработке Цирка, а также некоторых других моделей от UN.


Рис.5 На валу имеется дополнительный квадрат для подзаводки механизма боя.

Сами часы весьма редки и интересны для коллекционера. Эротическая тема в часах встречается весьма давно. Двигающиеся фигурки (Жакемары) были весьма популярны в салонах, естественно среди мужской части населения. На сегодняшний день помимо UN такие часы выпускают Blancpain и Svend Andersen. Сюжет весьма ненавязчив. В нижней части циферблата изображена обнаженная женщина (Ева), между ног которой пристроился змей-искуситель. Каждый час змей искушает Еву, возлежащую в невидимом кресле. Еву при этом одолевают эротические фантазии, изображенные в верхней части циферблата. Две фигурки, олицетворяющие Адама и Еву, предаются любви с каждым часом все сильней, пока божественная кара не настигнет их и не смерит пыл после полуночи :-).


Рис.6 Фигурки Адама и Евы состоят из четырех подвижных и двух неподвижных элементов.

Циферблат часов очень красив. Фигурки Адама, Евы и змея-искусителя изготовлены из желтого золота. Внешнее кольцо циферблата покрыто голубым перламутром. Внутреннее кольцо украшено техникой гильоше и покрыто темно-синей прозрачной эмалью. Внутренняя часть сделана съемной.


Рис.7 В композиции Ева и змей-искуситель двигается лишь фигурка змея.

Если присмотреться к задней части циферблата, то в районе 1.30 часа можно заметить отверстие сопряжения механизма и верхних фигурок Жакемаров. В нижней части в районе 7 часов видна прорезь привода змея.


Рис.8 Циферблат в часах является весьма сложным устройством с тремя точками вращения и одной точкой перемещения. Центральная часть циферблата с эмалью и гильоше крепится на трех винтах.

Механизм самобоя выполнен по традиционной схеме - с гребенкой.


Рис.9 Конструкция самобоя традиционна для настенных и переносных часов.

Более подробно устройство самобоя посмотрим на рисунке 10. Здесь:
1. Гребенка боя
2. Стопор
3. Рычаг привода Жакемаров
4. Рычаг включения/выключения боя
5. Кулачок включения/выключения боя
6. Гребенки привода Жакемаров
7. Часовая звездочка с улиткой, имеющей 12 ступенек
8. Колодка гонга и сам гонг
9. Пружина молотка
10. Регулируемый ограничитель хода молотка (с винтом-эксцентриком)
11. Рычаг пуска боя (репетиции)
12. Замедлитель центробежного типа с двумя подпружиненными грузиками
13. Рычаг получасового боя
14. Чертик (черпак)
Хвостовик рычага 6 движется поступательно в зависимости от положения улитки 4 (см рис.11). При этом при повороте улитки на 180 градусов хвостовик рычага ограничивает перемещение гребенки 1 (рис.9), позволяя отбить лишь один удар (полчаса). Через полчаса хвостовик рычага отходит в сторону, позволяя гребенке переместиться до тех пор, пока ее штифт не упадет на одну из ступенек часовой звездочки. Запущенная колесная система самобоя с помощью чертика (черпака) возвращает гребенку на место, в то же время через колесо 3 (рис.14) управляя боем молотка по гонгу.


Рис.10 Механизм UN 76 во всей красе.


Рис.11 Механизм привода Жакемаров.

На рис.11 отображена часть элементов самобоя, скрытая ранее. Укажем видимые элементы: Здесь:
1. Гребенка привода верхних Жакемаров
2. Промежуточная гребенка
3. Рычаг привода Жакемаров
4. Улитка с сюрпризом и кулачком управления боем получасов
5. Часовая звездочка
6. Рычаг получасового боя
7. Рычаг пуска боя (репетиции)
8. Рычаг включения/выключения боя
9. Кулачок включения/выключения боя
10. Чертик (черпак)
11. Палец срабатывания боя с камневой палетой


Рис.12 Элемент управления боем. Верхняя деталь сложной формы (кулачок) отвечает за бой получасов, тогда как нижняя, состоящая из двух частей (улитки и сюрприза), отвечает за непосредственное срабатывание боя. За один оборот (час) улитка два раза сбрасывает палец, тем самым два раза вызывая соответственно часовой и получасовой бой.


Рис.13 Видна звездочка, задающая количество часов.


Рис.14 Самобой, разобранный до системы управления скорости вращения.

На рис.14 отображена колесная система самобоя с молотком: Здесь:
1. Заводное колесо самобоя
2. Барабан самобоя
3. Звездочка управления молотком
4. Чертик (черпак)
5. Замедлитель
6. Колодка гонга
7. Молоток боя
8. Регулируемый ограничитель хода молотка


Рис.15 Модуль практически полностью разобран.


Рис.16 Обратная сторона модуля - внутренний диаметр соответствует посадочному размеру калибра 2892А2.


Рис.17 Калибр 2892А2 - снят календарь. Изменено минутное колесо. Доработка базового калибра минимальна.


Рис.18 Минутное колесо крупным планом. На нем хорошо виден шлиц для улитки боя. Сверху посадосное место минутника.


Рис.19 Демонтированные улитка с сюрпризом, минутник и замедлитель боя. На замедлителе видны пружинки, прижимающие грузики к центру.


Рис.20 То же, но с другой стороны. Видны сами грузики замедлителя.


Рис.21 Восстановлено крацевание на фигурках.

К сожалению, часы уже побывали в руках часовщиков-вандалов. Поэтому шлицы винтов обезображены срывами, механизм полон мусора. Смазано все, что только можно смазать. Пришлось полностью перебрать механизм, отполировать шляпки винтов, нанести новое крацевание на рычаги, смазать в механизме только нужные точки, настроить пружинки. Горе-мастера оставили множество царапин и на фигурках Адама и Евы. Однако, и эти следы исчезли после тщательной обработки фигурок инструментом. Несмотря на некоторую грубость в изготовлении и неуклюжесть фигурок, их недорогую обработку, часы производят только благоприятное впечатление.

Я буду рад, если мой обзор поможет читателям оценить благородство и простоту механизма самобоя, построенного на схемах тех лет, но воссозданного на современной базе. Я буду рад, если читатель разделит со мной восторг от такой компликации.

Я не старался объяснить все нюансы работы самобоя - это ни к чему в рамках этой статьи, однако, если появятся вопросы и замечания по поводу данного материала, я постараюсь как можно более полно предоставить недостающую информацию.

Добавлена анимация в виде гифки

 

Еще на сайте:
Ремонт часов Ulysse Nardin MichelAngelo с большой датой (Cal. UN 22)

Вернуться к списку
1.03.2011
  .RU Rambler's Top100    OpenLinks.RU