Главная Мастерская Обзор механизма Patek Philippe Cal. 335 SC

Ремонт Patek Philippe, модель Nautilus. Калибр 335

Андрей Бабанин

Мне в ремонт попала достаточно распространенная модель от Patek Philippe - Nautilus. Комбинация стали и золота выглядит превосходно. Массивный золотой рант с ушками, крепящийся к корпусу с помощью 4 крупных винтов, стекло в форме телевизионной линзы создают уверенность в том, что часы, как маленький батискаф, выдержат чудовищные давления. Однако головка не на резьбе - один сальник. Соответственно - защита только от пыли и брызг. Вообще-то очень странное решение. Дело в том, что корпус часов выполнен в виде чашки, т.е. у него нет крышки - разборка производится со стороны ранта. Между ними помещена толстая резиновая прокладка. При завинчивании винтов, находящихся сбоку, рант плотно прижимается к корпусу. Такое решение весьма надежно защищает механизм от влаги. И вдруг такая система головки.

Для возможности извлечь из корпуса механизм головка сделана разборной. Половинки соединяются с помощью разъемного шарнирного соединения типа "ласточкин хвост". После откручивания винтов рант легко снимается, механизм извлекается из "чашки". Что же мы видим?


Рис 2. Механизм с золотым сектором

В часах использован калибр 335 SC на 29 камнях. SC означает, что механизм представлен в исполнении с центральными секундами (Secondes Centre). Его диаметр составляет 27 мм, толщина 3,5 мм. Представленный еще в 1980 году, он закрепил позиции фирмы и дал возможность уменьшить влияние компании Jaeger LeCoultre на рынке механизмов высокого класса.

В данной версии вместо системы Gyromax, служащей визитной карточкой Patek Philippe еще с далекого 1950 года, использован традиционный градусник. Частота баланса - 28800 полуколебаний в час. Судя по форме спиц, он изготовлен из глюсидура (глюцидура).Мосты щедро декорированы в стиле Cotes de Geneve. Сектор автоподзавода обработан в стиле Cotes Circulares («круговые волны»). На нем традиционно выгравирован мальтийский крест - фирменный знак Патека. Сектор изготовлен из золота 21 К. Достоинства такого подхода - тяжелый сектор - высокая эффективность подзавода, кроме того, золото - отличное украшение механизма. Удивительно, но в качестве противоударной системы выбран Incabloc, а не KIF, привычный для дорогих механизмов.


Рис 3. Механизм прекрасно отрегулирован

Механизм отрегулирован для пяти положений, повышенной и пониженной температур, изохронизма. В последнее верится с трудом - проблемы изохронизма уменьшают применением спирали Бреге - когда наружный виток загнут кверху по особой траектории. В данной модели - волосок плоский. Ну да ладно, нам ли не верить специалистам от Patek Philippe. Более подробно ознакомиться с регулировками механизмов можно в статьях Все о швейцарских часах и Кое-что о сертификации хронометров COSC.

Поверхности мостов родированы, все края англированы. Винты обработаны по высшему разряду (напомню - торец и стенки отполированы, по краю и в районе шлица - фаски). Видимые участки платины имеют круговое зернение, что как нам известно, служит не только украшением, но и задерживает пыль.


Рис 3. Снят Баланс

Теперь время снять циферблат. Интересная деталь, он изготовлен из золота 750 пробы, о чем выбито на обратной стороне. Кроме того, я заметил буквы J S - одна в другой. Может это изготовитель циферблата?


Рис 4. Чередующиеся полоски играют на свету, добавляя часам шарма

Скрытая под циферблатом плата также украшена паттерном, что лишний раз говорит о высоком качестве механизма.


Рис 5. Кольцо дат

Теперь, когда циферблат снят, ничто нам не мешает приступить к разборке механизма.


Рис 6. Сняты мосты. 1- Заводной барабан; 2,3,4- большое, третье и секундное колеса; 5- анкерное колесо; 6- анкерная вилка; 7- секундный триб; 8- обгонное колесо

Вообще-то не в моих правилах снимать одновременно все мосты, но здесь я оставил все детали на своих местах для наглядности. Видны колесные системы хода и автоподзавода. Колеса ручного завода расположены с обратной стороны моста заводного барабана. Что можно сказать о колесной системе хода - триб секунд приставной, он не участвует в передаче усилия от пружины к балансу. Интересно третье колесо (3). Оно имеет два триба (второй снизу). Нижний триб взаимодействует с минутным колесом.

Система автоподзавода - односторонняя, то есть завод часов происходит только при вращении сектора в одну сторону. В другую сторону - холостой ход. Можно долго спорить об эффективности такого решения по сравнению с двухсторонним - ответа нет. Оба решения живут и не собираются уходить со сцены. Наиболее близко конструктивно изготовлен автоподзавод фирмы CITIZEN. Обгонное колесо (8) имеет такую же конструкцию.

Сравнивая системы автоподзавода Калибров 335 и 315, я обнаружил, что 335 стал проще, надежнее. Итак, все колеса сняты, включая секундный триб. Пора разобрать календарь.


Рис 7. Минутное колесо состоит из самого колеса и минутника, насаженного на него

Каждая фирма пытается внести свой вклад в устройство фрикциона (того самого, что позволяет вращать стрелки). Данная конструкция не нова, я встречал ее в Longines 994 и некоторых других калибрах. Центральное (или минутное) колесо здесь вынесено под циферблат. На него насажен с трением минутник.

Кстати, обратите внимание на пружинки. Дело в том, что хоть данный механизм и не имеет Женевского клейма качества, его братья, как, например, 315 или 330 такое клеймо имеют. Причем пружинки там тоже есть, такие же, как и здесь. Однако одним из условий получения клейма является отсутствие этих самых дешевых проволочных пружинок. Опять загадка.

Вообще данный механизм поверг меня в размышления. С одной стороны, высокое качество исполнения деталей, с другой - применение более дешевых технологий. Что это - бюджетный механизм от Патек, в часах чуть меньше 20000 долларов, или исключение из правила?


Рис 8. Механизм разобран и подготовлен к чистке. Обратите внимание на износ от передаточного колеса


Рис 9. Платина со стороны мостов

Интересно, но обработка "круговое зернение" встречается лишь на открытых местах. То есть, в местах соприкосновения мостов и платины - никаких излишков. Напрашивается вывод, что круговое зернение нанесено для технических целей, а не для красоты


Рис 10. Износ рабочей поверхности моста вызван недостатком смазки

Начавшийся износ вызван высыханием смазки. К сожалению, многие владельцы часов пренебрегают советами производителя периодически подвергать часы техническому обслуживанию. Рекомендуется чистить и смазывать часы не реже одного раза в 2 года. Редко какие часы исправно проработают свыше 5 лет. Первыми симптомами, что часы нуждаются в профилактике являются ухудшение точности хода и уменьшение резерва хода. Даже если с виду все нормально, не забывайте о том, что смазка не вечна, и где-то она уже высохла, так что детали работают всухую. При этом продукты износа, попадая на другие детали, ухудшают смазку и там. Ясно, что замена изношенных деталей значительно дороже простой чистки со смазкой.

Некоторые достижения фирмы в середине 20-го века:

1950 - Компания представила баланс системы Gyromax, считающийся весьма весомым вкладом в часовую промышленность будущего;
1952 - Представление полностью электронных часов, то есть без движущихся механических частей;
1953 - Первые наручные часы компании с автоподзаводом;
1954 - Первые атомные часы, черпающие энергию из радиоактивных изотопов;
1958 - Patek Philippe представила первые часы (не наручные), управляемые кварцевым резонатором.
И это все сделала компания, чье имя прочно ассоциируется исключительно с традиционными механическими наручными часами высокого класса.

Вернуться к списку
1.03.2011
  .RU Rambler's Top100    OpenLinks.RU