Главная Статьи Omega Co-Axial. Разбор полетов. Часть 1

Омега с коаксиальным спуском. Невероятное достижение. Часть 1

Автор: Уолт Одетс (Walt Odets)
Вольный перевод: Андрей Бабанин
Оригинал статьи: Timezone

На Базельской выставке 1999 года Омега представила новую модель часов в коллекции DeVille. Эти часы были позиционированы как хронометр и выпущены ограниченной серией. Несмотря на то, что механизм часов был основан на калибре 2500 (аналог ЕТА 2892), главным отличием его стало применение коаксиального спуска с балансом со свободным колебанием. Нет, достижением стало не то, что это первые часы с коаксиальным спуском дешевле 150000 долларов, а то, что они стали предвестником массового производства часов, с конструкцией от Джоржа Даниэлса (George Daniels). Эта презентация стала предвестницей новой эры часового дела. Сперва планируется выпустить 1000 часов с корпусом желтого золота, 1000 часов с корпусом красного золота (на картинке, справа) и 100 часов с корпусом из платины.

(Хочется, однако, уточнить, что на сегодняшний день часы Omega с коаксиальным спуском стали массовыми, цена их снизилась до примерно 3500 долларов США за вариант в стальном корпусе. - прим. А.Б.)

Концепция

Традиционный анкерный спусковой регулятор трудится без устали вот уже более чем двести лет. Изобретенный английским часовым мастером Томасом Маджем (Thomas Mudge), позже доработанный швейцарскими мастерами, этот спуск позволяет создавать надежные часы, которые можно отрегулировать до точности порядка трех секунд в сутки. Однако, в основе разработки лежит трение скольжения, когда импульсные поверхности анкерного колеса скользят по палетам вилки для передачи энергии балансу. Трение скольжения подразумевает смазку, она же выступает Ахиллесовой пятой анкерного спуска. Несмотря на выпуск синтетических масел, например "Moebius 9415 для смазки палет", которая до некоторой степени уменьшила проблему, тема все еще не закрыта. Трение скольжения (в противовес к трению качения) всегда нежелательно.

Джорж Даниэлс

Джорж Даниэлс скорее больше теоретик, нежели практик. Он постигал азы часового дела в Великобритании. На изучение систем анкерного спуска он потратил более полувека. Начав со спуска Бреге, исследовав ряд других разработок, Даниэлс стремился к одной цели - устранить смазку на импульсной поверхности. В коаксиальном спуске это достигнуто путем увеличения накатного (в противовес скользящему) импульса на баланс. Трение в такой конструкции сильно уменьшено по большей части за счет ее радиальной геометрии. Длина скользящего или накатного контакта в радиальной конструкции составляет порядка 7 процентов от длины в традиционном анкерном спуске. Дополнительно важным преимуществом коаксиального спуска является уменьшенный угол подъема, а также увеличенная дуга свободного колебания балансового колеса. Наиболее значимую часть от всей дуги баланс не взаимодействует с анкерной вилкой. Такое взаимодействие является наилучшим компромиссом для системы баланс - спираль.


Трение скольжения в традиционном спуске.
 
Радиальное трение в коаксиальном спуске.

 

Механизм Omega 2500


Омега представила механизм 2500 с коаксиальным спуском, основанный на проверенном временем калибре 1120, который, в свою очередь, базируется на механизме ЕТА 2892. Единственное отличие калибра 1120 от 2892 - два дополнительных камня в системе двухстороннего подзавода с реверсивным колесом. Спусковой регулятор калибра 2500 привнес еще 2 камня. Чтобы довести количество камней до 27 (супротив 21 в 2892), конструкторы установили в камневые опоры и заводной барабан. Диаметр механизма равен 27,2 мм или 12,5 линий. Высота равна 3,6 мм. Запас хода порядка 44 часов - типично для механизмов такого размера с одним заводным барабаном.


Система автоподзавода имеет отличия, в частности изменен подшипник, поэтому Омеговский механизм выглядит несколько иначе, чем стандартный 2892.


Система колес автоподзавода в 2892 расположена в виде модуля на мосту автоподзавода.


Двунаправленный подзавод производится через сложную систему с реверсивным колесом, представленную компанией Eterna еще в 1948 году, сейчас используемую в стандартной серии ЕТА.


Если снять ротор и мост автоподзавода, можно увидеть очень красиво сделанный механизм. И все же это большая редкость получить возможность взглянуть на техническое чудо.

Перейти ко второй части

Вернуться к списку
3.03.2011
  .RU Rambler's Top100    OpenLinks.RU