Главная Мастерская Ремонт часов Jaeger LeCoultre Reverso Chronographe Retrograde

Обзор механизма Jaeger LeCoultre Reverso Chronographe Retrograde Cal. 829

Андрей Бабанин

Часы Reverso от Jaeger LeCoultre являются визитной карточкой фирмы. Впервые выпущенная еще более 70 лет назад модель по праву считается наиболее популярной в ассортименте компании. Особенностью этих часов является возможность простым движением руки переворачивать подвижную часть корпуса. Изначально модель предназначалась для игроков в поло, где была достаточно большая возможность повредить часы. Поэтому игроки во время игры просто переворачивали механизм прочной металлической крышкой вверх. Впоследствии появились более интересные модели с циферблатами с двух сторон - разного цвета или стиля. Существует множество вариантов часов, от самых простых, в которых с обратной стороны находится глухая крышка до самых навороченных моделей с турбийоном или восьмидневным запасом хода.

В данном обзоре мы познакомимся с достаточно редкой моделью Reverso Chronographe Retrograde с хронографом с функцией ретроградный счетчик минут. Часы выпущены лимитированной серией в 500 экземпляров в 1996 году. Они входят в шестерку специальных моделей, производство которых начато в 1991 году. Эти модели посвящены 60-летию модели "Reverso".


Рис.2 С обратной стороны - полноценный хронограф

В часах использован весьма редкий механизм калибра 829 с ручным заводом, в котором использовано 36 камней. Механизм изготовлен специально под данную модель часов. Вот основные характеристики механизма: с лицевой стороны часы, минуты, дата, индикатор работы хронографа, с обратной стороны расположены стрелка хронографа, а также минутный счетчик до 30 минут, выполненный в виде ретроградной стрелки. Частота колебаний баланса 28800 пк/час. Толщина механизма 4,5 мм, в нем использовано 317 деталей. Запас хода 44 часа. Впоследствии был выпущен сходный механизм калибра 846 с более скромными характеристиками: 18 камней, частота баланса 21600 пк/час, скрытый от глаз механизм.Есть еще сходный калибр 859.


Рис.3 Корпус закреплен в типичном для часов Reverso стиле - на двух шарнирах и двух подпружиненных шариках

Корпус часов выполнен из розового золота 750 пробы. В часах использованы сапфировые стекла, на головке фирменный логотип компании. Гильошированный циферблат часов посеребрен, стрелки в виде мечей покрыты воронением.


Рис.4 Гильошированный циферблат и вороненые стрелки

Хронограф часов выполнен скелетонизированным, с двумя накладными посеребренными циферблатами. На Рис.5 видно, что хронограф построен по классической схеме, с использованием колонного колеса. Колесная система хронографа прикрыта резным мостом, украшенным в стиле Cotes de Geneve. Качество обработки деталей заслуживает уважения: стальные части имеют продольные царапинки от крацевания, полированные фаски. Видимые винты покрыты воронением. Отмечу, что все же качество обработки механизма в целом не дотягивает до самого высокого уровня - мосты имеют скосы от машинной обработки, англаж в явном виде отсутствует, поверхности мостов имеют заметную шероховатость, присущую машинной обработке. Очень жаль, что компания, создав столь интересный и редкий калибр, не стала "вылизывать" его по высшему разряду.

Хочу отметить еще один неприятный момент: часы уже побывали в ремонте, причем шлицы винтов беспардонно сорваны, платы поцарапаны, стрелка работы хронографа изуродована. Самое неприятное, что владелец божился, что часы сдавал в весьма солидный сервис-центр по ремонту Швейцарских часов. Я не буду указывать название сервис-центра, ибо это явная небрежность конкретного мастера, а не мастерской в целом.


Рис.5 Счетчик минут выполнен в ретроградном стиле - для экономии места

Под мостом угадывается традиционная схема хронографа. Что ж, проверим.


Рис.6 Снят накладной циферблат

Хронограф изготовлен по вполне традиционной схеме, основанной на колонном колесе. На рисунке 7 видны рычаги сброса (4,5), центральное колесо хронографа (1) и колесо счетчика минут (3) с сердечками для обнуления, промежуточное колесо счетчика минут (2), промежуточные колеса секунд (6,7). Кроме того, на рисунке видно скелетонизированное заводное колесо (9), выполненное, кстати, по очень высокому критерию качества. Рычаги сброса прижимаются к сердечкам пружинами (8).

Как мы заметили, колесо счетчика секунд находится в правом верхнем углу механизма, однако сам счетчик расположен снизу. Обратим более пристальное внимание на его устройство.


Рис. 7 Колесная система хронографа вполне традиционна

В ретроградном указателе счетчика минут (Рис.8) использованы два рычага с одного края которых в секторе нарезаны зубья. Рычаг (1) через систему дополнительных рычагов (4) связан с колесом счетчика минут. Рычаг (2) имеет спиралевидную пружинку для возврата стрелки в обратное положение. Между рычагами расположен сопрягающий триб (3), на ось которого собственно и насаживается стрелка минутного накопителя. Для перемещения стрелки необходимо, чтобы на хвостовик рычага воздействовал дополнительный рычаг. Тот, в свою очередь, другим концом скользит по улитке колеса накопителя минут (Рис.9). Как только дополнительный рычаг достигает ступеньки улитки, он перемещается ближе к центру колеса под воздействием спиралевидной пружинки на рычаге (Рис.8). Стрелка минутного накопителя при этом резко перемещается назад. Если хронограф не остановить, то стрелка продолжит перемещаться, пока вновь не достигнет 30-ти минутной отметки. Хочу заметить, что механизм ретроградной функции выполнен по упрощенной схеме, поэтому у него имеются пара недостатков. Во-первых, точность срабатывания функции колеблется в пределах 20-30 секунд, что многовато. Во-вторых, такая схема чувствительна к ударам, что может привести к преждевременному срабатыванию, правда укладывающемуся в вышеуказанный допуск.

<
Рис.8 Детали ретроградного накопителя минут

Улитка скрыта от глаз, поэтому она прошла лишь машинную обработку. Хорошо заметна шероховатая структура детали улитки.


Рис.9 На колесе накопителя минут напрессована улитка для работы ретроградной функции

Интересным образом выполнена система регулировки часов. В связи с тем, что механизм представляет собой внутренний корпус, а также из-за того, что баланс труднодоступен для регулировки сверху - над ним располагается механизм ретроградной функции, регулировка часов осуществляется сбоку. Для этого в платине сделан технологический лючок, закрепленный на двух винтах, при снятии которого открывается удобный доступ к градуснику и подвижной колонке баланса.


Рис.10 Сбоку, в платине имеется технологический лючок для регулировки баланса

Колесная система весьма традиционна для...механизмов ЕТА. Ниже мы убедимся, что сходство есть не только в колесной системе.


Рис.11 Колесная система выполнена в стиле механизмов ЕТА

Первый взгляд на календарь еще может и не вызовет подозрений у опытного часовщика, но при рассмотрении Рис.13 мало кто не найдет сходства с Эташными калибрами. На Рис.12 внизу справа изображены колеса индикатора работы хронографа - весьма удобной функции в данной модели. Индикатор позволяет начать пользоваться хронографом, не переворачивая механизм. В данном случае удобно видеть, что хронограф работает "Marche" или не работает "Arret".


Рис. 12 С первого взгляда календарная система весьма похожа на систему механизмов ЕТА

Реализация фрикциона минутника для возможности перевода стрелок выполнена наиболее удачно. Действительно, за такой схемой будущее. Правда, для ее использования в кинематической схеме колес главное (минутное) колесо должно находиться не по центру. Впрочем, в наши дни это условие с легкостью выполняется, позволяя сделать более компактные схемы.


Рис. 13 При снятии мостов сходство только увеличивается

Традиционно я привожу изображения платины без деталей. При детальном осмотре видно, что практически отсутствуют износы деталей, что говорит об удачной, продуманной кинематике. На Рис.15 видно, что внутренняя сторона платины украшена круговым зернением. Как мы уже знаем, это прежде всего необходимо для удержания пыли от попадания в камневые опоры.


Рис. 14 Вид на платину со стороны циферблата


Рис.15 Вид на платину со стороны колес

Общаясь со специалистами из Jaeger LeCoultre, я естественно упомянул и о 829 калибре. Сами специалисты считают механизм удачным, хотя и достаточно сложным в обслуживании. Я с ними соглашусь. При ремонте я выявил ряд существенных недостатков часов. Во-первых, полотна колес (латунные части) относительно мягкие, что не позволяет им обеспечить плотную посадку на трибах. Во вторых стрелка указателя работы хронографа также имеет слишком мягкую посадку, ослабевающую со временем и позволяющую стрелке сбиваться. Однако, такой род недостатков весьма просто устраним при производстве механизма. Несмотря на эти просчеты, мне механизм показался достойным для вашего внимания.

Еще на сайте о ремонте механизмов LeCoultre:
Ремонт Breguet Horloger de la marine Cal.549
Ремонт Breguet Cal. 530

Вернуться к списку
1.03.2011
  .RU Rambler's Top100    OpenLinks.RU