Главная Мастерская Ремонт механизмов ETA и Ronda

Ремонт механизмов ETA и Ronda

Рубрика: Уголок мастера
Журнал: "Часовой бизнес" №8 - 2001
Авторы: Александр Семёнов,
Андрей Бабанин

Закончив в предыдущем номере журнала обзор механизмов наиболее распространённых механических часов, теперь мы переходим к описанию характерных особенностей импортных кварцевых механизмов. В электромеханических, кварцевых часах применяются механизмы, порой не уступающие по сложности «механике».

Механизмы ETA

На сегодняшний день наиболее распространены механизмы фирмы ETA , входящей в концерн Swatch Group. Рассмотрим два из них, 255411 и 955412. Оба эти механизма имеют центральную секундную стрелку, числовой диск, секундный импульс. В них установлено по семь рубиновых камней. Часы с подобными механизмами входят в ценовой диапазон от 50 до 2500 долларов.

Механизм 255411, тонкий и изящный, служит базовой конструкцией. При необходимости к нему могут быть добавлены разные функциональные навесные блоки: указатели числа, дня недели, реже месяца, года и фаз луны. Особое внимание необходимо уделять минутному трибу, так как, если высохло масло во фрикционе, то при переводе стрелок мгновенно ломаются зубья вексельного колеса, его стойка, впрессованная в платину, и начинают сильно изнашиваться зубья бочонка. В ремонтуаре сочленение, называемое «ласточкин хвост», имеет очень хрупкие детали, требуют исключительно бережного обращения. В целом механизм достаточно уверенно и надёжно «ходит», но добавление боковой секундной стрелки порой делает его работу неустойчивой.

Одна из модификаций (255441) имеет пятисекундный импульс. Притом, что внешне механизмы ETA 255411 и 255441 выглядят одинаково, число зубьев в парах у них отличается. При ремонте этих механизмов необходимо помнить эту особенность и использовать запасные части именно к данной модели.

Калибр 955412, как правило, работает в ежесекундном режиме, независимо от того, выведена секундная стрелка на циферблат или нет. Он также очень чувствителен к высыханию масла в минутном трибе. Стойка вексельного колеса у него толще, вследствие чего более надежна. Часто, однако, ломается маленькое промежуточное колесико. Кроме того, часты поломки вытяжки.

Трудно объяснить почему, но характерной причиной нарушения их работы часто является выход из строя микросхемы. Возможно, дело в ошибке, допущенной при проектировании электронного блока, так как в платах, где микросхема выполнена в виде отдельного корпусного модуля, отказы крайне редки. Как в 255411, так и в 955412 механизмах кожух катушек, выполняет скорее декоративную функцию, нежели защитную. Поэтому при недостаточно осторожной работе очень легко зацепить и даже порвать провод катушки.

Несмотря на перечисленные недостатки, эти механизмы можно считать одними из самых надежных и ремонтопригодных в своём классе. Диагностика их слегка затруднена из-за того, что электронная схема объединена с катушкой в единый блок. В таких случаях с помощью тестера нетрудно проверить наличие импульсов на отводах катушки, но нельзя удостовериться в ее целостности.

Останавливаться на малых, женских, калибрах 256412 на наш взгляд смысла не имеет, т.к. они почти полностью повторяют мужские, вплоть до взаимозаменяемости отдельных узлов и деталей. И недостатки им присущи все те же.

Механизмы Ronda

В часах встречаются и механизмы Ronda на пяти рубиновых камнях с позолоченными мостами, и более дешевые (но не менее качественные) механизмы с одним камнем. Учитывая, что в кварцевых часах, в отличие от механических, колеса большую часть времени не испытывают нагрузки, то применение камней скорее, маркетинговый ход в целях увеличения престижа, а не техническая необходимость.

Механизм Ronda 705 имеет такой же калибр (или размер), как и ETA 955412. Совпадают как отверстия под ножки циферблата, так и посадочные места под стрелки! Используется даже такая же батарейка. Однако на этом совпадения заканчиваются. Механизм довольно прост, легко ремонтируется, тем более что катушка выполнена в виде отдельного элемента, не связанного с электронным блоком. Поэтому диагностика механизма Ronda очень проста.

К основным недостаткам следует отнести поломки вытяжки, выкрашивание зубьев часового колеса или триба вексельного колеса, поломку носика колеса перевода числового диска. Если разбирать надежность колесной системы, то следует отметить, что механизм критичен к отсутствию смазки. Необходимо уделять внимание пружинному фиксатору батарейки. Одно неловкое движение, и вы можете повредить катушку.

А теперь рассмотрим самый маленький механизм Ronda 732. Он выполнен на 5 камнях. Так как механизм очень миниатюрен, в нем отсутствует фрикцион минутного триба (для корректировки времени, не задействуя колесную передачу). То есть при установке времени задействована вся колесная система с ротором. Поэтому камни в данном механизме весьма нелишни. При небрежном переводе стрелок, колеса испытывают значительные динамические нагрузки. Это может вызвать ряд поломок. Учитывая, что магнит ротора приварен к трибу точечной сваркой в двух точках, и в нем присутствуют внутренние напряжения, то такое небрежное обращение может привести к разрушению ротора. Очевидно, это технологический недостаток. Если стрелки в ваших часах при переводе перестали вращаться, ни в коем случае не прилагайте к ним усилий. Скорее всего механизм заклинен обломками ротора, и вы можете легко сломать зубья шестерни, напрессованной на минутный триб, или, что еще хуже, сломать пластмассовую ось промежуточной шестерни перевода. В этом случае потребуется замена платины. Неудобный защитный экран катушки может легко повредить ее витки, так что будьте осторожны при разборке! Некоторое время в механизме по необъяснимым причинам «умирала» микросхема, но непрерывные работы компании в области улучшения качества их детища, похоже, устранили этот недостаток. Иногда ломается лапка прижима вытяжки. Кроме того, данный механизм категорически не переносит смазку. Места для смазки - только оси ротора. Механизм, безусловно, хорош и среди механизмов аналогичного калибра, наверное, один из лучших, но все еще немного «сыроват». Надеемся, что к выходу этой статьи Ronda исправит все перечисленные недостатки.

Как ETA, так и Ronda ответственные узлы в своих механизмах выполняют из металла, а не из новомодной, более дешевой пластмассы, что говорит о качественном потенциале и высокой надежности этих механизмов.

В заключение все же хочется отметить, что с механизмами, о которых мы рассказали, работать всегда удобно и приятно, что бы с ними ни случилось.

Вернуться к списку
2.03.2011
  .RU Rambler's Top100    OpenLinks.RU