Главная Часы в городе Белорусский вокзал

Вагончик тронется, часы останутся

Журнал: "Который час?" - №6 - 2003
Автор: Евгения Лейбман
Фото: Александр Прокофьев

Первые механические часы, работавшие от подвесных грузов, по-видимому, появились в IX-X веках на башнях итальянских городов. Сегодня трудно себе представить, какой восторг это вызвало. Правда, такие средневековые часы особой точностью не отличались. Их погрешность в среднем составляла плюс-минус 20 минут в день. Можете ли вы сегодня представить, что башенные часы показывают приблизительное время? А если речь идёт о часах на здании вокзала.

Часы на Белорусском вокзале - яркое доказательство того, что время нередко не оставляет своих следов. Похоже, всё, что связано с датами и цифрами, на этом вокзале окутано необъяснимой таинственностью и недосказанностью. Выяснить, когда и с чьей помощью там появились часы, оказалось неразрешимой задачей. Имеющаяся информация крайне скудна. Даже главный инженер вокзала может лишь очень приблизительно назвать дату установки часов - конец 50-х.

По его же словам, спустя всего несколько лет (опять-таки приблизительно) все часы вокзала были переведены на работу от электродвигателя. Разузнать, кто был их создателем или хотя бы просто выяснить название организации, их установившей, оказалось невозможно. Несмотря на всю строгость ведения документации, такое событие, как установка часов, не было в ней зафиксировано. А может, оно просто прошло незамеченным? Но, как и в любой нераскрытой тайне, вопросов здесь больше, чем ответов на них. Хотя, наверное, всё дело в биографии самого вокзала...

 

Меняя имена...

Смоленский, Брестский, Александровский, Белорусско-Балтийский. Думаете, речь идёт о четырёх разных вокзалах? Отнюдь! Все эти названия в своё время носил Белорусский вокзал, сегодня являющийся одним из самых многолюдных в столице: через его двери проходят до тридцати тысяч пассажиров в день.

Решение о необходимости строительства нового вокзала в Москве было принято ещё в апреле 1867 года. Долго выбирали место и, наконец, нашли! Пустошь у Тверской заставы оказалась наиболее подходящей: и к городу близко, да и земли, на которых планировалось возведение грандиозного по тем временам сооружения, не приносили никакого дохода. Однако, следуя старой поговорке - русский мужик долго запрягает, да быстро едет, - приступать к строительству не торопились. Только два года спустя началось сооружение нового здания, которому дали название Смоленский.

А уже менее чем через год, в 1870-м, состоялось торжественное открытие вокзала - двухэтажного здания из красного кирпича, оштукатуренного снаружи. Смоленский вокзал просуществовал недолго: железная дорога была продлена от Смоленска до Бреста, и прежнее название стало неактуальным. В 1871 году на свет появился Брестский вокзал. Ему была суждена более долгая, насыщенная жизнь. Причём судьба вокзала всегда напрямую зависела от политической обстановки в стране - вместе с правителями обязательно менялся и облик самого здания. В конце XIX века, во время подготовки к коронации Николая II, в срочном порядке по проекту архитектора Льва Кекушева был построен деревянный павильон в псевдорусском стиле. Такая спешка была легко объяснима: Брестский вокзал пользовался особой любовью российских самодержцев - сюда они прибывали, приезжая в "белокаменную", отсюда отправлялись в Петровский дворец. Впоследствии этот павильон не раз служил местом торжественных встреч знатных особ. Внутреннее убранство ослепляло великолепием и некоторой щеголеватостью, мебель специально заказывали из-за границы. В общем, всё как обычно: национальный колорит должны были передать французская обстановка и русская щедрость. Однако богатое внутреннее убранство не уберегло пристройку от разрушения.

В 1907 году, во время строительства современного здания вокзала, императорский павильон был разобран за ненадобностью. Да и самому Брестскому вокзалу будущее готовило неожиданные сюрпризы. В 1912-м он был вновь переименован - уже в Александровский - по указу Его Императорского Величества. Правда, и это имя закрепилось за вокзалом ненадолго.

После очередной реорганизации железных дорог он получил ещё одно название, и тоже временное. Теперь во всех официальных бумагах он значился не иначе как Белорусско-Балтийский. Своё привычное и близкое современному уху имя - Белорусский - вокзал обрёл лишь в 36-м году прошлого столетия.

Для счастливых и патриотов

Часов на вокзале трое. Правда, одни из них сломались, что называется, основательно. А серьёзный ремонт часов требует серьёзных затрат. Поэтому вот уже два года как часы над четвёртым подъездом выглядят довольно необычно: на циферблате отсутствуют обе стрелки. И, похоже, отечественных пассажиров такое положение дел уже не удивляет. Часы без стрелок - эка невидаль!

А вот иностранные туристы - другое дело. Они смотрят на подобную диковинку с искренним недоумением: им невдомёк, в чём причина подобной метаморфозы. Вот она, загадочная русская душа! Но часы без стрелок - не единственная особенность вокзала. Дабы пассажирам в поисках точного времени не приходилось каждый раз выходить на улицу, все часы предусмотрительно сделали двусторонними. Здесь также не обошлось без курьёзов. Чтобы передать дух советского времени и вселить в пассажиров чувство патриотизма, вместе с часами на вокзале был установлен герб Советского Союза.

Правда, в результате этого дизайнерского дополнения увидеть часы с внутренней стороны стало практически невозможно.

Кто знает, может быть, через несколько лет привычное название сменится на совершенно иное? И Москва вновь обретёт новый вокзал - с богатым прошлым. И часы вновь начнут отсчёт времени, стараясь не опоздать, но и не спеша. Возможно, так оно и будет.

В ближайших планах руководства вокзала есть пункт о том, чтобы провести капитальный ремонт часов, но насколько он реален не на бумаге, а в действительности - покажет время. Часы без стрелок над четвёртым подъездом молчат. В ожидании ремонта и... своего часа.

Вернуться к списку
4.03.2011
  .RU Rambler's Top100    OpenLinks.RU