Главная Статьи Заводим часы. Проще некуда?

Заводим часы. Проще некуда?

Автор: Андрей Бабанин
Журнал: "Который час?" №2 - 2003



Достаточно часто люди спрашивают, можно ли переводить стрелки назад. Время на циферблате можно устанавливать, крутя стрелки как вперед, так и назад. Лучше вращать стрелки в ту сторону, где число оборотов меньше.

 

 

 

Исключением из пункта 1 являются часы с датой и другими сложными функциями. Необходимо запомнить, что в таких часах не следует вращать стрелки назад, в то время как задействован механизм календаря или календарь может быть задействован при установке. Часы имеют различные конструкции, так что относительно каждой модели имеет смысл проконсультироваться с представителем производителя часов. Если вас терзают сомнения – переводите стрелки только вперед, календарь и сложные функции устанавливайте только после установки точного времени.



Устанавливая время, крутите стрелки вперед не одним непрерывным движением на несколько оборотов, а прерывисто, небольшими порциями. Это спасет минутный триб1 от поломки, особенно, если он плотно насажен на минутное колесо.

 

 



При установке календаря вручную, делайте это нерезкими движениями. Механизмы часов не рассчитаны на высокие скорости.

 

 



Завод часов можно осуществлять двумя способами: вращать головку только вперед или туда-сюда. Первый способ предпочтительнее, так как вы не изнашиваете заводной триб и кулачковую муфту. Правда, при этом время от времени проворачивайте головку назад для перераспределения смазки в механизме.

 

Заводите вручную часы с автоподзаводом только по надобности. Большинство автоматических часов при ежедневной носке не требуют такой “подпитки” каждое утро. Ручная подзаводка “автомата” при полностью заведенной пружине с большой вероятностью приведет к повышенному износу часов. Как только вы услышите негромкое прерывистое пощелкивание в процессе ручного завода, знайте, что пружина полностью заведена. Хвостовик пружины в таких часах не закреплен намертво, а прикреплен к специальной пластине, работающей по принципу тормозной колодки. При усилии больше номинального эта импровизированная колодка скользит по внутренней стенке корпуса заводного барабана. Она то и создает щелкающий звук. Это устройство предохраняет детали автоподзавода и пружину от поломки.

Не забывайте все же время от времени подзаводить вручную и “автоматы”. Это опять же позволит перераспределить смазку в механизме завода, а также в резиновом уплотнении головки.



Никогда не прикладывайте силу при вытягивании головки. Если вы чувствуете сопротивление, плавно и нежно вращайте головку, одновременно вытягивая ее. Это поможет выровнять кулачковую муфту и промежуточное колесо перевода стрелок.

 




Возвращайте головку на место нежно. При усилии также проворачивайте головку, одновременно ее утапливая.

 

 

Если вы почувствовали, что часы стали труднее заводиться, а стрелки переводятся с большим усилием, это говорит о том, что ремонтуар2 нуждается в смазке.

Если вы почувствовали, что стрелки при установке времени стали вращаться с меньшим усилием, то, скорее всего, ослабла посадка минутного триба, и он нуждается в регулировке. Этот дефект часто сопровождается проскальзыванием стрелок (кажется, что часы идут неточно).

 


1 Трибами называют колеса с малым числом зубьев (6-16). На минутный триб напрессовывается минутная стрелка.

2 Ремонтуар – устройство в часовом механизме, включающее узлы заводки пружины и перевода стрелок.

Вернуться к списку
3.03.2011
  .RU Rambler's Top100    OpenLinks.RU