Главная Статьи Сервис-центры или кустари?

Сервис-центры или кустари?

Журнал: "Мои часы" №2-2002
Рубрика: Уголок знатока
Объем: 2 полосы
Автор: Андрей Бабанин

Времена мастеров-одиночек давно прошли, и сейчас уже почти невозможно найти человека, умеющего вручную сделать часы "от и до". Мастеров старой закалки, которые могут выточить ось баланса, изготовить заводной вал, скрутить волосок или вручную отрегулировать обод баланса, тоже еще надо поискать. Что касается ремонта часов, то сейчас сложилась тенденция к максимальному его упрощению. Замена детали, а не ее ремонт - вот основа работы современных сервис-центров. Цель - снизить себестоимость ремонта, так как подчас восстановление одной детали бывает дороже покупки нового механизма. Казалось бы, клиент в выигрыше, но попробуем разобраться, как все обстоит на самом деле…

Сервис-центры созданы для того, чтобы, купив часы, в течение гарантийного срока вы могли рассчитывать на квалифицированный бесплатный ремонт часов (в случае выявления заводского дефекта), а после окончания срока - на ремонт и обслуживание часов, но уже за определенную плату. Однако не все так просто. К примеру, вы приобрели часы престижной марки, и хотя гарантийный срок еще не вышел, они вдруг ни с того, ни с сего начали неточно ходить. Такое иногда случается, ведь не боги горшки обжигают. Что вы в этом случае делаете? Конечно, идете в сервис-центр, иначе просто лишитесь гарантии, за которую заплатили еще при покупке. Там мастера все неполадки квалифицированно и бесплатно исправляют.

Но вот проходит время, и часы требуют профилактики. Снова идете в сервис-центр, где та же миловидная приемщица вам сообщает, что, поскольку гарантийный срок закончился, то придется выложить весьма круглую сумму. И не дай бог, вы часы уронили, что-то сломалось, отвалилось, потерялось - в этом случае цена становится просто непомерной. Волей-неволей приходит мысль отправиться в мастерскую попроще или найти по знакомым хорошего мастера…

Преимущества сервис-центров, на первый взгляд, очевидны: квалифицированные мастера, качественные оборудование и инструмент, оригинальные запасные части, местоположение, которое редко меняется - ведь адрес присутствует в гарантийном талоне (зачастую международном). Но и здесь есть нюансы. Так, сейчас возродилась практика предоставлять сервисное обслуживание сразу по нескольким маркам часов. Это хорошо, когда в часах разных марок применяются одинаковые механизмы. Но бывает, что и в одной марке встречается десяток и более механизмов разных конструкций. Значит требуется высокая квалификация и качественная подготовка мастеров. А вот на это обычно не хватает ни времени, ни средств! Часто в сервис-центрах и вовсе не проводят обучение по моделям, которые считают не основными.

Другая проблема - снабжение запчастями. В этом вопросе главным считается сохранение оригинальности часов. Порой какую-либо деталь (например, рант или замок браслета) приходится ждать от производителя месяц и дольше. При большом количестве ремонтируемых марок в сервис-центре так же сложно создать запас редких комплектующих. К тому же многие фирмы-изготовители прекращают выпуск комплектующих по прошествии 10 лет после снятия механизма с производства. Вот и получается, что в таких условиях за срочность ремонта могут взиматься немалые проценты.

Да, приходится констатировать - цены в сервис-центрах так сильно завышены, что порой даже простая смена батарейки сказывается на бюджете клиента. А объясняется все элементарно: огромное количество гарантийных часов не приносит сервис-центрам ничего, кроме убытков; профессиональный инструмент дорог, но без него никак не обойтись; хорошему мастеру нужна хорошая зарплата и т.д. Кто должен за все платить? У владельцев сервис-центров ответ один: естественно, клиент! Ведь взамен он получает полностью работоспособные часы без малейшего изменения их конструкции. Но всегда ли его требования столь высоки? Когда есть деньги не только на покупку, но и на ремонт (для швейцарских часов стоимость ремонта может превысить 10% и в отдельных случаях приблизиться даже к 100% от стоимости часов) вывод очевиден. А если таких денег нет, но нужны исправные часы, пусть и с "неродными" деталями? Далеко не все согласны переплачивать, и для них альтернативой являются и простые мастерские, оставшиеся с советских времен, и открывшиеся недавно палатки на улице, и даже столики с батарейками в магазинах и переходах.

У большинства палаточников и сидящих за столиками редко в арсенале инструментов есть что-либо, кроме лупы, старых незаточенных отверток, погнутых пинцетов и разболтанных пассатижей. А зачем еще что-то? Вся их работа - поменять батарейку, капнуть в часы бензина и продуть грушей. Часы пошли, и ладно! О приборе проверки часов они часто и не знают, сверяя точность по своим Casio. С батарейками у них тоже проблема, на 90% - это "таблетки" китайского производства. Сколько таких батареек протекли и намертво "убили" блок микросхемы в кварцевых часах, а заодно и катушку! Правда, с некоторых пор большинство народных умельцев все же предлагают выбор - поставить батарейку японского или швейцарского производства. Цены тоже приемлемые, правда, своим скальпелем, приспособленным для открывания крышек, горе-мастера запросто могут повредить катушку и расцарапать до неузнаваемости крышку часов. Могут забыть поставить на место резиновую прокладку, а могут батарейку поставить потолще - лишь бы крышку захлопнуть.

Особая тема - закрывание крышек. Обычно это делают руками, уперев часы в край стола. "Что-то хрустнуло? А-а, это просто стекло лопнуло. Не волнуйтесь, вам за полчаса выпилят из плекса новое". О герметичности часов здесь не вспоминайте. Гарантия на проведенный ремонт - редкость, зато в случае чего выявить ремонтера помогут оставленные им повсюду - на механизме и даже на циферблате - отпечатки пальцев.

Другое дело - мастерские, где работает не один мастер-кустарь, а целый коллектив. Здесь не все так плохо. В большинстве заведений есть минимальный набор приемлемого по качеству инструмента, во многих есть приборы проверки часов, прессы, моечные машины. Да и мастера здесь со стажем, одни пришли с завода, другие имеют специальное образование. В отличие от сервис-центра качество ремонта здесь сильно зависит от текущего положения дел. Кстати, нельзя забывать, что очень многие сервис-центры выросли из таких вот обыкновенных мастерских, и персонал в них тот же самый. Мастерские, в отличие от палаточников, часто ставят качественные батарейки, а также, что немаловажно, практически всегда дают гарантию на ремонт. Они сами покупают запасные части, но ввиду неразвитости рынка цены на отдельные комплектующие весьма высоки, а, следовательно, поднимается и стоимость ремонта. Но все же она, как правило, ниже, чем в сервис-центрах.

Итак, что же выбрать клиенту? Ответ неоднозначен. Многое зависит от характера повреждения. Например, простое стекло с теми же геометрическими размерами, но от другого производителя вряд ли испортит вид часов, а при надлежащем качестве работы часы еще и останутся герметичными. Другое дело - фигурное стекло или с напылением, но здесь и многие сервис-центры не в силах вам помочь. Батарейка, если она фирменная, а у мастера хороший инструмент, также может быть заменена не фирменном сервис-центре, а в других местах. При совпадении размеров могут быть заменены стрелки, головки или установлены подходящие резиновые уплотнения, винты, камни и другие детали. Важно сохранять унификацию, т.е. клиент должен всегда иметь возможность поставить на место альтернативной детали "родную". Кроме того, должны быть сохранены потребительские свойства часов: точность и запас хода, герметичность, внешний вид.

Уровень мастерской зачастую виден уже по состоянию зала приемки. Порядок и вовремя проведенный ремонт, приветливая приемщица и хороший инструмент мастеров ясно показывают, что здесь заботятся о клиенте. Отсюда человек, скорее всего, уйдет с починенными часами и в хорошем настроении.

Авторизованные сервис-центры

Достоинства

  • Квалифицированный персонал и современное оборудование
  • Высокое качество обслуживания
  • Хорошая обеспеченность запасными частями

Недостатки

  • Слабо развитая сеть. Находятся только в крупных городах. Следовательно, для иногородних клиентов срок ремонта может сильно увеличиться
  • Высокая стоимость ремонта
  • Слабая поддержка ремонта устаревших моделей

Мастерские

Достоинства

  • Хорошо развитая сеть: мастерские есть практически в любом городе и поселке
  • Стоимость ремонта ниже, чем в сервис-центрах

Недостатки

  • Качество ремонта и объем выполняемых работ сильно зависят от финансового состояния мастерской
  • Слабая обеспеченность запасными частями

Мастера-одиночки

Достоинства

  • Широкое распространение точек, особенно в "проходных" местах (рынки, ж/д станции, автовокзалы и т.д.)
  • Низкая стоимость ремонта

Недостатки

  • Низкая квалификация мастеров
  • Плохая обеспеченность оборудованием и инструментом
  • Выполнение только простейших работ, не требующих высокой квалификации
Вернуться к списку
3.03.2011
  .RU Rambler's Top100    OpenLinks.RU