Главная Статьи Искусство Гильоше

Гильоше - красота по-швейцарски

Автор: Елена Редькина
Журнал: "Который час?" №3 - 2003

Возможно, профессия гравёра и не является основной в часовом деле. Но без неё часы оставались бы неодушевлёнными машинами из металла - такого же холодного и безжизненного, как и порода, из которой он был извлечен. Незаменимое как декоративная техника, гравировальное искусство, конечно, является совершенно самостоятельной областью высокого ремесла - со своей собственной историей, технологическими приёмами и знаменитыми мастерами

Который час? На этот вопрос вам с легкостью ответят телефон, компьютер, мигающие цифры на приборной панели вашего автомобиля и даже микроволновая печь на кухне. И всё-таки куда приятнее бросить взор на благородный циферблат часов именитой марки. Даже если вы никогда не задумывались о том, почему он так притягивает взгляд. И действительно, к чему задумываться? На вашем запястье - не просто инструмент для ориентации во времени, но произведение искусства, над которым, доводя его до совершенства, трудились часовщики, ювелиры, гравёры. Именно ручная работа делает часы уникальными, неповторимыми и по-настоящему ценными.

Циферблат Breguet

Говорят, "время - деньги". Часы прославленной марки, зарабатывавшей своё реноме веками, как, например, Breguet, или получившей известность за считанные годы благодаря новизне и дерзкому, революционному дизайну, как Van der Bauwede и Franck Muller, - отсчитывают время весьма дорогое. Хотя бы потому, что они изготовлены из дорогих и редких материалов. А ещё - потому, что им присущ собственный узнаваемый стиль. Тут поражает всё: необычная форма корпуса или прихотливая россыпь драгоценных камней, эмаль на циферблате или тонкая гравировка, прозрачная нижняя крышка корпуса, открывающая взгляду тщательно отделанный механизм, характерные стрелки или начертание цифр...

Jaeger Le Coultre

Знаток или просто человек с художественным вкусом непременно обратит внимание на часы, в оформлении которых использована знаменитая техника гильоше (франц. guilloche), благодаря которой циферблат сияет приглушённым светом, похожим на таинственное и слегка призрачное свечение полной Луны. Секрет - в нанесённом на золотой, платиновый, посеребрённый диск циферблата узоре из тонких линий.

Ритмичное изображение, состоящее из прямых штрихов, концентрических окружностей, изогнутых линий, часто - за счет их пересечения или сочетания различных контуров, при изменении угла зрения или источника света волшебным образом оживает, переливается, а линии гильошированной поверхности перетекают одна в другую.

Увы, ни одна фотография не может передать всей красоты отделанного таким образом циферблата: ведь на бумаге мы видим лишь одно из его состояний фона. Игру переливов света и тени можно прочувствовать только тогда, когда роскошный предмет находится у вас перед глазами. Ни штамповка, ни чеканка не в силах повторить сногсшибательный эффект подлинно ручной работы гильошира.

Chronoswiss

Любопытно, что Абрахам-Луи Бреге поначалу использовал гильоше исключительно для того, чтобы царапины, которые в будущем обязательно появятся на часах даже самого аккуратного владельца, были бы не столь заметны. С тех пор, вот уже два с половиной столетия, этот приём, взятый на вооружение часовщиками многих фирм, - Kelek, Longines, Jaeger-LeCoultre, Cartier, Chronoswiss и др. - применяется на всех часах марки Breguet.

Возможно, вас позабавит следующий факт: гильоши (оттиски специальных штампов, выполненные в технике гильоше) издавна наносятся на денежные купюры с целью их защиты. Что и говорить, подделать сложный узор практически невозможно. Искусство это столь утончённо, что малейшая оплошность мастера может свести на нет всю предыдущую работу. Чтобы убедиться в этом, углубимся в технические подробности.

Технология гильоше заключается в гравировке на корпусе часов (например, карманных, с крышкой), циферблате, деталях механизма геометрического рисунка в виде комбинации прямых или изогнутых линий, выполняемых на специальном устройстве - в этом и состоит отличие гильоширования от собственно гравировки, ручная техника которой даёт возможность вырезать и сюжетные картины, и вензеля монограмм. Для гильоше используются режущие станки двух типов. На поверхности заготовки будущего циферблата или другой детали, вращающейся или совершающей поступательные движения, наносятся узоры, например, в виде линий или волн.

Циферблат расчерчивается очень медленно, штрих за штрихом, линия за линией. Качество работы тем выше, чем меньше бросается в глаза каждая отдельно взятая чёрточка - должен быть виден общий рисунок с его игрой светлого и тёмного. Представляете, как тверда уверенная рука мастера, если средняя плотность гильоше составляет три и даже пять линий на миллиметр! Впрочем, иногда замысел художника требует более широкого шага резца.

Основой для гильоше служат серебро и золото, различные сплавы и даже перламутр. Толщина металла равна 0,3-0,4 мм для золота, чуть больше - для серебра. Естественно, при такой тонкости материал должен быть достаточно твёрдым.

Patek Philippe

За долгие годы работы некоторые рисунки и гильоше, например, "женевские полоски" (Cotes de Geneve) или "круговые полоски" (Cotes Circulares) стали традиционными. Часы Франка Мюллера узнаваемы благодаря уникальному guilloche soleil ou grene - гильоше "солнце и зерно". Отметим здесь и знаменитые Reverso от Jaeger-LeCoultre, при отделке которых узоры в стиле grenadier-type circular guilloche комбинируются с гравировкой. Это могут быть гербы, монограммы, даже девизы, иногда украшенные цветным лаком или драгоценными камнями: сапфирами, рубинами, изумрудами, бриллиантами. Циферблаты знаменитых Cartier также могут похвастаться щедрым применением техники гильоше, которая отличается подлинно французским шиком. А немецкая Glashutte даже дала своё имя фирменным полоскам, используемым также в часах марки A.Lange & Sohne.

Но, без сомнения, самого блистательного эффекта добиваются те производители, которые гильошируют не только корпуса и циферблаты, но и детали механизмов: роторы, платины, мосты, элементы турбийонов. "Само совершенство", - хочется сказать об этих сиятельных шедеврах часового и ювелирного искусства. Пример таких идеальных часов - Opus Two Tourbillon. Лимитированная серия из 11 сложных часов с турбийоном стала плодом совместной работы компании Harry Winston и независимого женевского часовщика Антуана Прецьюзо. Открытые взору мосты украшены гильоше в стиле rayonne - "солнечные лучи". С внутренней стороны через сапфировое стекло прекрасно виден сложный механизм, декорированный традиционными "женевскими полосками".

Интересно, какими ещё шедеврами современные часовщики продолжат традиции старинного искусства гильоше?

Еще о Гильоше

Вернуться к списку
3.03.2011
  .RU Rambler's Top100    OpenLinks.RU