Главная Статьи Граверы и часовщики

Граверы и часовщики

Автор: Евгений Манулов
Журнал: "Который час?" №4 - 2003

Как спасти часы, воплощение человеческого гения, от обезличивания - неизбежного спутника промышленного производства? Есть два пути. Первый - изготавливать уникальные модели или выпускать часы так называемыми лимитированными сериями, с присвоением каждому экземпляру собственного номера. Второй - украшать корпуса, крышки и механизмы, используя различные декоративные техники, в частности, гравировку, которая занимает в этом ряду особое место.

Гравировка линии является настоящим искусством. Даже если бы у меня был готовый эскиз, мне всё равно захотелось бы что-нибудь изменить в процессе работы. Вырезанная линия всегда точнее проведённой карандашом

Резьба по металлу, или, как её ещё называют, гравировка, часто применяется в сочетании с другими техниками, например, чеканкой и штамповкой. В основе последних лежит общий приём: металлический стержень вколачивается ударом молотка в металл, оставляя в нём углубления. Гравировка же - искусство более утончённое. Так же, как и рисунок, выполненный карандашом или пером, тонкие линии, вырезанные на металле, рассчитаны на разглядывание, на любование вблизи. Мастер-резчик по металлу должен быть, прежде всего, хорошим рисовальщиком. От него требуются зоркость и точность глаза, твёрдость и вместе с тем гибкость руки. "Гравировка линии является настоящим искусством. Даже если бы у меня был готовый эскиз, мне всё равно захотелось бы что-нибудь изменить в процессе работы. Вырезанная линия всегда точнее проведённой карандашом", - признаётся один из мастеров.

Для выполнения резных работ необходим набор стальных резцов-штихелей - узких, коротких клинков с острым, косо срезанным лезвием. Штихели, в зависимости от назначения, имеют различные формы. Обычно один конец резца для удобства вставляется в округлую деревянную ручку. Гравёр ведёт резец вдоль линий рисунка, прижимая к поверхности металла его острый край. Резец снимает с поверхности тонкую стружку и оставляет борозды-линии различной глубины и ширины, которые зависят соответственно от силы нажима и поперечного сечения штихеля.

Гравированные изображения могут быть как чисто контурными, без теней, без попытки передать объём и пространство, так и объёмными. В таких работах большое значение имеет красота силуэта, а линия является простым и универсальным видом украшения. Часто в подобной технике выполнены изображения с использованием растительных мотивов - цветов, листьев и вьющихся стеблей.

Но часто мастера интересуют именно контрасты света и тени, объём и расположение фигур в пространстве. Молодые самобытные мастера, постигшие гравировальное дело, кроме классических монограмм и инициалов создают, применяя тональные градации, необычные - особенно с точки зрения часового дела - объёмные изображения.

Безупречная техника резьбы

Первые сведения о гравировке датируются примерно V веком до н. э. Расцвет письменности принёс с собой более широкое распространение этой техники обработки металла. Своего пика развитие гравировального искусства достигло в конце XV века. Гравировку использовали для украшения вооружения и доспехов, нанесения геральдических знаков на щиты. В те времена это было очень важно, так как щит с гербом был порой единственным предметом, позволявшим отличить врага от союзника - ведь рыцари были полностью закрыты латами. Но уже в эпоху Ренессанса - в связи с появлением печатного дела - гравюра, по сути, стала первым удачным опытом сочетания уникальности художественного шедевра и промышленной технологии.

В XV веке появилась техника "офорт", при использовании которой бумажный оттиск получают с металлической пластины. На неё стальной иглой наносится рисунок, который затем протравливается сильными кислотами - азотной, серной, соляной или их смесями. Сегодня подобное травление, позволяющее получить очень чёткое изображение и своеобразную фактуру, широко используется и в производстве наручных часов. Конец XV века был отмечен появлением целого ряда хорошо известных ныне виртуозов гравюры. Самым талантливым из них единодушно признан немецкий художник Альбрехт Дюрер (1471-1528) - величайший мастер, в совершенстве выразивший себя как в штриховой гравюре, так и в офорте.

В конце XVIII века, в эпоху Промышленной революции, всё большее значение стало приобретать использование машин. Безличный печатный станок и механические способы воспроизведения изображения понемногу вытеснили ручную гравировку. Она стала применяться в основном для нанесения орнаментов и охотничьих сюжетов на огнестрельное и холодное оружие, на предметы роскоши вроде карманных часов - и без того дорогим вещам такой декор придаёт ещё большую ценность.

Бесподобная ручная резьба по мосту турбийона

Сегодня резьба по металлу, как правило, в той или иной степени механизирована. В наши дни гравировку часто выполняют лазером или металлорежущим станком с компьютерным управлением. Дополнили традиционный набор инструментов резчика по металлу и такие современные приспособления, как мощный микроскоп, который позволяет намного чётче видеть рабочую зону, избавляя в то же время глаза от напряжения, и специальный резец, снабжённый компрессором. Новые техники и приёмы, конечно, помогают работать быстрее и точнее, однако никакая машинная, механическая гравировка не может сравниться с выполненным вручную творением настоящего мастера. Некоторые приверженцы традиций предпочитают строго следовать старинной манере работы. Они с гордостью заявляют, что используют только те приёмы и инструменты, которые применялись сотни лет назад.

Kelek

Подлинно ручная гравировка встречается очень редко, а настоящие мастера - ещё реже. Однако те, кто остался верен профессии, поднимают её сегодня на новую высоту. Резчики, которые сотрудничают с часовщиками, создают уникальные шедевры, ведь по своей природе гравировка и часовое дело идеально соответствуют друг другу - изящность и точность в равной степени характеризуют самую суть и гравюры, и часового механизма. Гравируют в часах не только крышки, но и циферблаты, корпуса, мосты, сектора автоподзавода... Да пожалуй, только на часовые рубины "левши" ещё не пытались нанести тончайший резной узор! Можно смело утверждать, что современные художники-резчики, впитавшие богатые традиции, превратили гравировальное ремесло в настоящее искусство, не уступающее по глубине и силе воздействия живописи или музыке.

Вернуться к списку
3.03.2011
  .RU Rambler's Top100    OpenLinks.RU