Главная Мастерская Ремонт часов Rolex Daytona Cal.4030

Ремонт часов с хронографом Rolex Daytona Cal. 4030

Андрей Бабанин

Часы Ролекс наверное одни из самых известных в мире. Верность традициям, высокое качество, некий консервативизм помогли марке с самого начала завоевать искушенного в часах пользователя. Ролекс год от года ставит рекорды в количестве выпускаемых хронометров. Ролекс одна из мануфактур, выпускающих свои механизмы, однако, даже они периодически вставляют в часы проверенные калибры других производителей. Так в 1963 году в часах Cosmograph Rolex использовал калибр valjoux 72B. В брэнде Tudor, принадлежащему Rolex, активно используются механизмы ЕТА 2824-2. До недавнего времени в хронографах Daytona Rolex использовал механизм Zenith El Primero 400, естественно переработанный под концепцию Rolex. Только несколько лет Rolex наконец-то использует родной калибр 4130, в чем-то несколько похожий на предшественника от Zenith. Так что же так тормозило развитие собственного калибра в Rolex'e? Неужто El Primero оказался столь удачным выбором?

В данном обзоре мы познакомимся с этим самым знаменитым калибром El Primero 400, доработанным Rolex и названным Калибр 4030.


Рис.2 Отрегулирован для 5-ти положений и температуры - весьма недурно

Перед нами часы Rolex Daytona. Модель 16523 с механизмом Rolex 4030. Согласно серийному номеру на корпусе часов между ушек в районе 6 часов, данная модель произведена в конце 1997 года. Часы имеют сертификат хронометра. Более подробно ознакомиться с регулировками механизмов можно в статьях Все о швейцарских часах и Кое-что о сертификации хронометров COSC. Несколько слов о механизме:

Механизм с автоматическим заводом двухстороннего действия с противоударным устройством типа KIF, хронограф с индикацией секунд, минут (счетчик до 30 минут) и часов (счетчик до 12 часов). В механизме использован 31 камень, диаметр механизма 30 мм (под корпус), высота 6,55 мм, частота 28,800 полуколебаний в час. Угол подъема 520. Обратите внимание на сектор автоподзавода. Он имеет концентрически расположенные щели, характерные для механизмов Rolex.


Рис.3 Снят сектор автоподзавода

Посмотрим параметры Zenith El Primero:

Число камней 31, диаметр механизма 30 мм, высота 6,5мм, частота 36,000 полуколебаний в час, запас хода 50 часов. Год разработки - 1969. Особенности: позволяет проводить замеры времени с точностью до 0.1 секунды.

Итак, видно, что Rolex снизил частоту колебаний баланса. Изменениям подвергся и сам баланс: это монометаллический баланс с винтами регулировки точности хода системы Microstella, а также с брегетированной спиралью. Вследствие этого, он не имеет привычного градусника, что, как известно, несколько улучшает характеристики колебательной системы. Баланс выполнен естественно из глюцидура. Так же был сменен узел противоударного устройства Incabloc на KIF. Трудно понять, чем вызвано сие решение, возможно Rolex сделал необходимое количество переделок, чтобы назвать калибр своим. Нетрудно догадаться, что с уменьшением частоты колебаний, потребовалась замена вилки, анкерного и секундного колес. Вообще-то это весьма странно, что Rolex отказался от такой вкусности, как возможность замера с погрешностью 0.1 сек. Единственное объяснение уменьшения частоты колебаний баланса, которое я нашел, это увеличение межсервисного интервала. Посмотрим, помогло ли Rolex'у его стремление сохранить стабильность характеристик в течение 5 лет (рекомендованный Ролексом межсервисный интервал).


Рис.4 Хронограф классического типа с колонным колесом. Выполнен интегрированным с механизмом часов

Хронограф интегрирован с механизмом - то есть часы изначально разрабатывались как хронограф. Это как нельзя лучше сказывается на его технических характеристиках, в отличие от модульных конструкций.

Циферблат выполнен очень качественно. На 12 часах классическая корона, остальные метки выполнены с использованием трития, о чем указано снизу (T SWISS MADE T). На циферблате так же указано, что механизм официально сертифицирован, как хронометр (то есть точность хода на момент сертификации укладывалась в пределы +6 -4 сек в сутки).


Рис.5 Механизм с циферблатом извлечены из корпуса

Механизм неплохо декорирован: сектор украшен узором Colimaconnage, видимые части мостов и платина под циферблатом - круговое зернение.


Рис.6 Под циферблатом. Снизу колесо 12-ти часового счетчика

Детали хронографа имеют полированные фаски, присущие только дорогим калибрам. Сам хронограф выполнен по классической схеме - с колонным колесом (1). Оно является управляющим центром хронографа. Состоящее из выступов и впадин, оно позволяет рычагам занимать определенные положения, а следовательно запускать стрелку хронографа, тормозить или сбрасывать в ноль. На рисунке 7 также показаны: 2 - рычаг сброса. Двумя хвостовиками он падает на сердечки секундного колеса хронографа (4) и счетчика минут (5), заставляя их провернуться, дав стрелкам занять нулевое положение. Рычаг 3 также взаимодействует с колонным колесом и тормозит секундное колесо при останове хронографа. Колесо 7 предназначено для взаимодействия счетчиков. Оно также изменяет движение стрелки накопителя минут. Без этого колеса стрелка счетчика минут двигалась бы в обратном направлении. Рычаг 6 фиксирует колесо счетчика минут в одном из 30 положений.


Рис. 7 Механизм хронографа крупным планом

Детали хронографа и реверсивное колесо сняты. Вот и причина уменьшения запаса хода. Бурая пыль, так нам знакомая по Rolex Submariner, оказалась и здесь. Очевидно, что детали завода трудятся в условиях недостатка смазки и сильно изнашиваются.


Рис.8 Под реверсивным колесом

Снятый мост только усиливает подозрения. Под ним пыль располагается в районе промежуточных колес, а также коронного колеса.


Рис.9 Механизм завода покрыт слоем бурой пыли - продуктов износа

Посмотрим на детали под мостом. Заводной барабан (2) внушительных размеров - хороший знак - энергии достаточно и для часов, и для хронографа. От барабана отходит колесо (1) на 12-ти часовой счетчик. Механизм часов выполнен по классической схеме - главное колесо (5) в центре. Колеса 3 и 4 - промежуточные завода. На трибе колеса (3) много грязи - повод присмотреться поближе.


Рис.10 Под мостом

Так и есть - износ триба промежуточного колеса. Стрелкой указан износ триба.


Рис.11 Стрелкой показан износ триба промежуточного колеса завода.

Также обнаружился износ хвостовика кликерки. Недостаток смазки и время (порядка 5-ти лет без сервиса) сделали свое черное дело.


Рис. 12 Кликерка

Видимо, уже наступив на такие грабли, Rolex произвел модернизацию коронного колеса. Действительно, весьма похвальное нововведение - керамический подшипник (указан на Рис. 13 синей стрелкой). Часы последних лет выпуска уже комплектуются им. В часах более раннего выпуска Rolex рекомендует производить замену этого узла. Узел остался практически не изношенным - подшипник не подвел!


Рис. 13 Коронное колесо

Действительно интересной в этом механизме является система автоподзавода. Она построена только на одном реверсивном колесе. Правда оно сдвоено, но в целом конструкция получилась компактней. Аналогичная система используется в механизме ETA 2892-A2 - разработке компании ETERNA. Реверсивное колесо выполнено в лучших традициях Rolex.


Рис. 14 Реверсивное колесо

Далее я указал точки смазки реверсивного колеса:


Рис.15 Сверху


Рис.16 Снизу

Колесо практически не пострадало и не требует замены.


Рис.17 Стрелкой указано технологическое отверстие для смазки колеса


Рис.18 Как и в Rolex Submariner некоторые камни заменены металлическими вставками, в частности центральный камень. Однако, нет повода для переживаний. Износ такой вставки может произойти только за ОЧЕНЬ длительный период без сервисного обслуживания. В механизме счетчика часов камни тоже не нужны - слишком малые скорости вращения, практически не изнашиваются при средней интенсивности пользования хронографом.


Рис.19 Механизм очищен, отремонтирован и собран до хронографа. Колеса вращаются легко, запас хода вновь восстановлен.

Итак, подведя итог можно сказать, что механизм хронографа весьма удачен и надежен. Технические решения, примененные в нем до сих пор, в течение 36 лет, современны и востребованы. Разборка и сборка часов легки и интуитивно понятны, регулировка хронографа полная, и позволяет тонко настроить все узлы. Технический мануал - в традиции Rolex - весьма полон и понятен. Единственная ложка дегтя: несмотря на то, что механизм уже обслуживался ранее, по прошествии 5-ти лет с предыдущего ремонта все-таки произошел достаточно серьезный износ некоторых деталей. Видимо, заявленные Rolex'ом 5 лет безсервисной работы, все же миф, созданный компанией. Впрочем, учитывая стоимость обслуживания, их можно понять - ремонт раз в 5 лет экономически более выгоден, чем раз в два-три года - к плате за обслуживание добавляется лишь стоимость некоторых недорогих деталей.

Еще на сайте:
Ремонт Rolex Cellini Cal.1602
Ремонт Rolex Submariner

Вернуться к списку
1.03.2011
  .RU Rambler's Top100    OpenLinks.RU