Декоративная токарная обработка (Гильоше) в часовом деле
Андрей Бабанин
Декоративная токарная обработка - это форма украшения корпуса, циферблата и т.д. путем вырезания на поверхности вращающейся заготовки некоторого геометрического узора с помощью режущего инструмента. Если станок наносит прямые линии, то в таком случае заготовка совершает поступательные движения. Мастер создает сложнейшие геометрические узоры путем медленного расчерчивания циферблата, линия за линией.
Искусство Гильоше зародилось во второй половине 18 века. Существуют два типа машин для создания рисунка: с вращательным и поступательным перемещением. Вторая, как было сказано выше, позволяет наносить узоры в виде линий или волн. В часовом деле, еще со времен легендарного Бреге, любившего гильошировать корпуса и циферблаты, используют оба типа машин. Гильошированные циферблаты можно встретить только в часах высокого качества. Из-за того, что для выполнения данной работы требуется высококлассный специалист, область применения ограничивается дорогими часами, изготовленными вручную.
В настоящее время, машины, приводимые в движение рукой, уже не производят. Последние машины были выпущены в 1948-49 годах. Большая часть машин, используемых сегодня, была произведена в период с 1850 по 1948 год.
Устройство гильоширной машины вращающегося типа.
Закрепленный в двух точках на станине шпиндель приводится во вращение ручкой, посредством ременной передачи (как в старых швейных машинах). Специальный барабан (роза) свободно установлен на шпинделе и с помощью специальной собачки прикреплен к шкиву. Тот, в свою очередь, входит во взаимодействие со стопорной платой барабана. Специальная рамка прижимается пружиной к позиционирующему устройству таким образом, что выбранная роза (хотя вместо розы можно установить и солнышко, и ромб) находится непосредственно на зубе позиционирующего устройства. Когда шпиндель вращается, он качается из стороны в сторону, согласно тому, как поверхность барабана при вращении скользит по позиционирующему устройству. Режущий инструмент держится в руке неподвижно.
Красоту ручной обработки невозможно повторить штамповкой или чеканкой. Многие компании пытаются сымитировать гильоше с помощью штамповки циферблатов. Безусловно, такой циферблат может получиться красиво, но он не передаст красоту и игру света настоящего гильошированного циферблата. По настоящему гильошированный циферблат - весьма дорогое удовольствие - приходится потрудиться 3 и более часов, чтобы создать замысловатый рисунок. Естественно, в это время не входит подготовка циферблата к украшению, а также финишная обработка после нанесения узора.
Так как циферблаты вырезаются вручную, нельзя встретить два абсолютно одинаковых узора. В современном мире это даст лучшее понимание старинного ремесла. Иногда гильоше путают с круговым зернением. Определенно, последнее не имеет никакого отношения к гильоше.
Вернуться к списку